Дистанционное образование в мире стало в последнее время очень популярным, а вот что она собой представляет и подходит ли она нам. Есть ли условия для развития этого самого дистанционного образования у нас в Азербайджане.
Все это я постараюсь раскрыть в своей статье. Если говорить об истории возникновения дистанционного образования то в середине XIX в. посредством имеющейся формы передачи информации того времени — почтовой службы — пионеры дистанционного обучения в США и Европе предлагали получить образование тем, кто по объективным причинам не может посещать учебные заведения. С развитием коммуникационных технологий — радио в 1920-х гг. и телевидения в 1940-х гг. — новая форма обучения приобрела более широкие масштабы, а всплеск потребности в ней возник в 60-е годы XX века благодаря началу интернационализации образования и началу процессов глобализации. Однако значительно повысился спрос на дистанционное обучение после создания Интернета в 80-х гг., оно активно распространилось по всему миру. Интернет прочно вошел в нашу жизнь. В виртуальном мире мы общаемся, получаем информацию и делаем покупки. Новые технологии становятся доступными и более дешевыми. Дистанционное обучение через Интернет стало неотъемлемой частью традиционного образования во всем мире. На сегодняшний день оно популярно во всех развитых странах Америки, Европы и Азии.
История развитя Дистанционного Образования
Дистанционное образование прошло через три этапа своего развития первый это появление этого образования в мире, когда без какого либо комплексного подхода посредством почты рассылались задания людям, заинтересованным в этом образовании. Второе поколение это когда стал использоваться комплексный подход в этом образовании, позднее появились аудио книги. И третье поколение это когда дистанционное образование стало использовать все формы связи: текст, графика звук, анимация. Как в синхронном в видеоконференциях, так и в асинхронном режиме с использованием электронной почты, Интернета и телеконференций.
В ходе статьи вам, наверное, захочется узнать само определение Дистанционного образования, вот как оно звучит: Дистанционное образование - это обучение на расстоянии; в отличие от обычного заочного обучения, дистанционное образование - удобное образование без отрыва от работы и семьи.
Плюсы и минусы Дистанционного Образования
Плюсы дистанционного образования таковы. Первое это то, что график занятий, как правило, гибок, его даже может менять сам студент, совмещая обучение с работой и другими занятиями и экономя время на дорогу в учебное заведение. Второе это с помощью методик дистанционного обучения можно получать высшее образование, в том числе и второе высшее образование, проходить профессиональную переподготовку. Третье это то что, как правило, студентам предоставляется возможность общения с индивидуальным преподавателем или автором учебной программы. Четвертый плюс это иллюстрации, схемы, диаграммы, презентации, он-лайн тесты увеличивают наглядность информации, делая обучение интересным. Еще большую привлекательность имеет дистанционное образование то, что оно чаще всего бывает намного дешевле, чем традиционное обучение. Также существуют в Интернете "относительно” бесплатные курсы, когда человеку дают несколько уроков, чтобы он втянулся в учебу, а потом бы продолжал обучение за плату. Как и в традиционном образовании по окончании курса студенту дистанционного обучения, как правило, выдается диплом или бумага, удостоверяющая, что он проходил курс дистанционно. Также существуют минусы один, из которых это то, что студенту чаще всего выдается все-таки не диплом, а просто бумага, что он учился и при приеме на работу, эту бумагу могут не воспринять всерьез. Второй минус это выбор специальностей пока недостаточно обширен – большинство их них связаны с компьютерными технологиями или коммерцией. Также если вы лучше воспринимаете информацию на слух, дистанционное обучение может показаться Вам скучным и трудным. И если вы не можете променять живое общение с преподавателем и другими студентами на переписку по электронной почте, Интернет-образование вряд ли вам подойдет. Ну и третий, но не менее существенный минус это то, что в связи с тем, что дистанционное образование только набирает обороты, оно пока не всегда выдерживает конкуренцию с традиционным.
Дистанционное Образование в Азербайджане
Дистанционное образование имеет большие перспективы в Азербайджане одно из направлений в дистанционном образовании, которое сейчас слабо развито это изучение иностранных языков, а особенно английского знание, которого, как известно, является очень необходимым, для того чтобы найти работу или просто уметь читать иностранные источники информации. Может возникнуть вопрос, зачем нужно вообще дистанционное образование у нас в Азербайджане может это просто веяние моды и в ней не так уж много преимуществ, но действительно это не просто требование времени и модно, но и необходимость. Хотя в целом обстановка в Азербайджане для дистанционного образования не очень. В мире дистанционным образованием интересуются, как правило, везде молодые люди, которые стремятся ко всему новому. Но проблема в том, что у молодежи в Азербайджане недостаточно денег, для того чтобы пользоваться дистанционным образованием. Молодежь в Азербайджане получает не такую уж большую зарплату, и не могут позволить такую роскошь для себя как дистанционное образование. Они стремятся побыстрее найти работу и получать деньги, а вот учится пусть даже и дистанционно очень мало кто может себе позволить. Кроме того, у них и у старшего поколения обязательно должен быть компьютер и Интернет с хорошей связью и это тоже требует немалых денег от потенциального "ученика” кроме этого, для того чтобы оплачивать занятия нужно, чтобы у человека был электронный счет. Перед тем как открыть электронный счет у человека должен быть свой банковский счет. Конечно, вы можете сказать, что в Азербайджане сейчас развивается банковская система, и много людей уже получают деньги через банк посредством карточек. Но наличие карточки сама по себе не дает возможности пересылать деньги учителю дистанционного образования необходимо открыть электронный счет и постоянно переводить на этот счет деньги, что требует времени и знания как это делать. Все это вместе существенно ограничивает число людей, желающих учится дистанционно и получать качественное образование. Еще одним из препятствий для дистанционного образования является то, что очень много людей особенно старшего поколения не хотят доверять свои деньги, электронному счету боясь, что сразу их у него украдут. И получается, что дистанционным образованием могут пользоваться только молодые люди, но не могут пользоваться по какой-нибудь из вышеперечисленных причин. И можно придти к выводу, что дистанционным образованием могут заниматься только так называемая” золотая” молодежь, но и они предпочитают, традиционное образование дистанционному считая его более эффективным учась где-нибудь за границей. Единственное, какое бывает "реальное” дистанционное образование на данный момент в Азербайджане так это то, которым пользуются небольшие группы людей, которых направляют за границу, они там сдают экзамены, чтобы пройти на следующую ступень, а в процессе сессии общаются через Интернет со своими учителями. Но это не является полностью дистанционным образованием. Так как этим группам необходимо сдавать экзамены, чтобы продолжать обучение. А это уже подразумевает встречи и контакты со своими учителями и, по сути, является просто заочным образованием, которое выдают за дистанционное, а люди, которые учатся из Азербайджана, считают, что они занимаются чем-то новым и ранее не использующимся в образовании Азербайджана.
Итог
Я считаю, что дистанционное образование станет реальностью в Азербайджане тогда, когда хорошо станет, развита электронная система счетов. И люди, привыкнув оплачивать покупки не как сейчас обычными деньгами, а посредством электронных карточек. Станут доверять электронным деньгам самое дорогое в своей жизни, почувствуют необходимость в улучшении своего образования и тогда не только молодое поколение станет пользоваться дистанционным образованием, но и старшее поколение не будет отставать от них, в стремлении знать больше чем они знают. Ну а пока дистанционное образование является для граждан Азербайджана чем-то загадочным и невозможным в претворении. И которое используют в качестве образования единицы, которых другие считают, что они просто выбрасывают деньги на ветер. Только чтобы показать, что они отличаются от остального населения. Поэтому можно сказать, что в Азербайджане дистанционное образование это миф, которому в будущем быть может недалеком может стать реальностью.
P.S. Этот материал я писал очень давно и вполне возможно в чем то актуальность этого материала уже утеряна. Постараюсь разместить новый материал на эту же тему опирающийся на современные реалии.
Автор. Максим Спевак
|