После терактов в Норвегии, учиненных Брейвиком, в Европе замечен резкий рост ультраправых настроений. Нацистская группировка Лига английской обороны, которую упоминал Брейвик, завербовало в свои ряды уже более десяти тысяч молодых людей.
В Европарламенте некоторые политики открыто разделяют взгляды норвежского террориста. Например, высказывания Марио Боргезио, депутата Европарламента от итальянской националистической партии "Лига Севера", потрясло Европу не меньше действий самого Брейвика: "Я прочитал только 500 страниц его дневников, выдержки, и скажу, что так же думает сегодня 20 процентов европейцев. То есть 100 миллионов людей в Европе разделяют его мысли о защите христианского населения от нашествия ислама. Часть его заметок, конечно, содержат призыв к насилию, но некоторые идеи просто превосходны".
После скандала, возникшего в связи с этими высказываниями, Боргезио и его однопартийцам, конечно же, пришлось извиняться. Однако он всего лишь произнес вслух то, что и так следовало из статистических данных. В Европе правые партии получают все больший вес в парламенте, а правые идеи - широкую поддержку населения.
Ситуация в Европе такова, что шаг в ту или иную сторону может быть фатальным: с одной стороны, уже нельзя влиять на мигрантов жесткими мерами, а с другой, невозможно игнорировать претензии коренных европейцев. И выход из кризисной ситуации лежит совсем не в возрождении идей ультраправых националистов.
Сегодня, в отличие от того, что было несколько десятков лет назад, мы осознаем глобальность и взаимосвязанность мира, в котором каждая страна или национальность зависят от другой. Поэтому правильно разрешить любой конфликт можно только, поднявшись на новый уровень, когда мы думаем не в рамках отдельного государства или национальности, а в масштабах всей взаимосвязанной системы.
|